Автоматизация межведомственного взаимодействия и региональных государственных услуг повышает скорость и качество их предоставления. Внедрение эффективной системы способствует развитию инфраструктуры электронного правительства и упрощает общение граждан с органами власти. Используемые технологии и IT-продукты нацелены на облегчение доступа к госуслугам и цифровым сервисам. Они снижают административные барьеры, во многих случаях убирают необходимость личного посещения муниципальных учреждений и помогают решать вопросы в онлайн-режиме.
- Цели и задачи
- Функционал сервисов для населения
- Цифровизация в управлении госструктурами
- Программные возможности для работы учреждений
- Разработка IT-продуктов для госсектора
Официальным Распоряжением №637-р от 2024 года Правительства РФ утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации в сфере госуправления со сроком реализации до 2030 года.
Цели и задачи
Главные цели автоматизации госуслуг — создание, интеграция и поддержание комфортного и безопасного от утечек информационного взаимодействия между гражданами, бизнесом и госструктурами..
Основными задачами являются:
- Предоставление удаленного доступа к услугам и сервисам с активным внедрением процессов самообслуживания.
- Оптимизация расходов бюджета госструктур, благодаря рациональному и менее затратному администрированию. Уменьшение бумажного документооборота.
- Повышение результативности работы и ускорение межведомственного взаимодействия вне зависимости от региона РФ.
- Рост удовлетворенности и доверия граждан, а также снижение издержек бизнеса при взаимодействии с госструктурами.
- Архивация документов в электронном виде с возможностью быстрого поиска и учета. Интеграция данных в единое информационное пространство с применением облачных сервисов.
Важной частью автоматизации государственных учреждений является повышение технологической грамотности ее сотрудников и обучение граждан функционалу цифровых сервисов. Успешная реализация этих задач напрямую влияет на эффективность, конкурентоспособность и положительный имидж компании..
Функционал сервисов для населения
Автоматизация систем государственных услуг имеет широкий спектр применения и существенно упрощает работу административных структур всех уровней. Она успешно применима для МФЦ, Налоговых инспекций, объектов паспортного стола и миграционных служб, ЗАГСа, медицинских учреждений и др. Помимо этого, системы используется для организации работы государственных музеев, театров, зоопарков и прочих объектов культурной и общественной деятельности.
Функционал госуслуг для населения, реализованный на основе цифровых технологий:
- «Электронная очередь» с возможностью предварительной записи на конкретное число.
- Функция личного кабинета с архивацией документов пользователя, отображением статистической информации и интеграцией с ЕПГУ.
- Виртуальный ассистент (чат-бот) для решения типовых вопросов или помощи в подборе нужного сервиса.
- Онлайн-запросы на выписку больничного листа или справки, подачи заявления, оплату налогов и т.п.
- Помощь в ориентировании на месте через карту-навигатор на интерактивных информационных панелях в учреждениях.
- Самостоятельное ознакомление со справочной информацией или проведение оплаты услуг без привлечения сотрудника с помощью терминалов.
- Отображение статуса окна обслуживания или состояния очереди, вызов клиента по номеру на табло.
Для процесса автоматизации государственных услуг в приоритете использование отечественных IT-инструментов. Это благоприятствует стратегическому курсу на импортозамещение, способствует информационной безопасности и укрепляет технологический суверенитет России.
Цифровизация в управлении госструктурами
Для внутренней автоматизации государственного управления важно развитие единой инфраструктуры, которая будет нацелена на оптимизацию работы органа. Она повышает КПД сотрудников, сокращает финансовые затраты и улучшает контроль рабочей деятельности.
Автоматизация органов государственной власти решает следующие проблемы:
- низкая эффективность из-за затяжных бюрократических процессов и медленной работы с документами на бумажном носителе;
- слабая техническая и программная оснащенность (отсутствие современного оборудования, использование устаревших программ и незащищенных мессенджеров);
- уязвимость перед кибер-атаками, утечки баз данных и персональной информации, хакерские взломы;
- затрудненный диалог между структурами разных регионов, негативно сказывающийся на скорости принятия решений и соблюдении сроков;
- утрата архивной документации, ненадлежащее хранение или длительный поиск нужного документа.
При автоматизации государственных органов важно в достаточной мере уделить внимание вопросу мотивированности сотрудников использовать преимущества современных технологий. Подчеркивается практическая польза освоения технологической грамотности не только для повышения продуктивности отдела, но и для личного удобства в работе.
Программные возможности для работы учреждений
Функционал программного обеспечения для автоматизации государственных предприятий зависит от рода деятельности. Он может быть направлен как на внутренние взаимоотношения между сотрудниками и смежными структурами, так и на внешнее взаимодействие с гражданами-заявителями.
С помощью ПО предоставляются возможности:
- Работа с информацией (электронный документооборот, новостные оповещения об управленческих решениях, информирование населения и сотрудников путем SMS- и Email-рассылки).
- Организация онлайн-совещаний, защищенная коммуникация между сотрудниками отделов и ведомств.
- Централизация кадрового и бухгалтерского учета, организация распределения бюджета и начисления зарплат.
- Сбор и обработка статистических данных, отслеживание динамики показателей за период, составление отчетности для автоматизации государственного контроля.
- Решение профильных вопросов ведомства (управление бюджетированием, госзакупками, комплексом государственного имущества и т.п.).
- Контроль рабочего графика сотрудников и исполнения поставленных задач (опоздания, штрафы, отпуска, больничные листы и т. п.).
- Обратная связь от населения через опрос-анкетирование или оценку качества услуги. • Формирование цифровых документов и заявлений по шаблонному типу.
Процесс автоматизации государственных функций осложняется отсутствием единого официального стандарта к ПО, который бы решал вопрос кроссплатформенности.
Даже в рамках одного региона учреждения могут использовать «лоскутное одеяло» из самостоятельно разработанных приложений, которые закрывают потребности организации, но часто несовместимы между собой.
На перспективу Правительством РФ рассматривается создание единого информационного пространства для автоматизации государственных архивов с запуском коммуникационного сервиса «Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего». Это должно помочь стандартизировать ПО, но на данный момент универсального решения не существует.
Разработка IT-продуктов для госсектора
Разработка программ для автоматизации государственных учреждений имеет свои особенности. Главным образом — это повышенное требование к поддержанию безопасности и защищенности конфиденциальных данных пользователя. От разработчика ожидается понимание специфики функционирования бюджетного сектора и госструктур. Функционал проекта подразумевает интеграцию с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия или другими продуктами, используемыми организацией.
Компания НОРБИТ специализируется на разработке отечественного ПО и поддержке информационных систем под индивидуальные нужды государственных компаний.
Что предлагает НОРБИТ:
- Создание и внедрение проекта под задачи, которые не решаются «коробочными» версиями программ (например, онлайн-сервис для автоматизации государственных закупок).
- Разработка десктопного или мобильного приложения, которое будет адаптироваться под уже установленные программы заказчика.
- Интеграция с облачными средами и создание удобной системы архивации баз данных.
- Соответствие требованиям по импортозамещению софта, используемого госорганами.
Компания имеет опыт реализации крупных проектов, специализируясь на комплексном сопровождении цифровизации производства и оказании IT-услуг с 2001 года.