Налоговый мониторинг представляет собой новый вид проверки и альтернативную форму контроля деятельности предприятия. Его суть сводится к предоставлению бухгалтерской документации налогоплательщика для ФНС через удаленный доступ по принципу «здесь и сейчас». Мониторинг заменяет традиционные выездные и камеральные проверки на более современный и удобный для обеих сторон онлайн-режим отчетности.
- Требования к участникам
- Преимущества от участия
- Минусы системы для бизнеса
- Предварительная подготовка
- Кому нужен план-график и дорожная карта
- Подача заявления и документов
- Сроки и порядок проведения
- Что такое мотивированное мнение

Концепция и цели налогового мониторинга отражены в Налоговом Кодексе (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). С новыми законодательными поправками форма удаленного контроля стала доступнее, но все еще ориентирована на налогоплательщиков из среднего и крупного бизнеса.
Требования к участникам
В основном процесс перехода организации на налоговый мониторинг является самостоятельным выбором руководства. Однако для желающих подключиться к новой форме отчетности выдвигается ряд финансовых требований.
Для компаний определены следующие суммовые критерии:
-
Общая сумма выплачиваемых налогов от 100 млн руб. (налоги, выплачиваемые за перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, не учитываются).
-
Совокупный доход и стоимость чистых активов за календарный год свыше 1 млрд руб. (исчисляется по предшествующему году).
На 2025 год запланировано уменьшение требований к финансовым показателям. Подготавливается проект, который предусматривает облегчение порога вхождения в программу: показатели дохода и активов предприятия от 800 млн руб., сумма уплаченных налогов от 80 млн руб.
Также законодательно предусмотрен ряд исключений, когда предприятию необходимо подключить налоговый мониторинг вне зависимости от соответствия вышеуказанным требованиям.
К таким организациям, например, относятся участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (помимо контроля основной документации проводится проверка фактических затрат, на которые предоставлялась господдержка) или участники промышленных кластеров, заключившие специальный инвестиционный контракт.
В будущем рассматривается возможность отмены финансовых требований для ряда государственных и муниципальных предприятий.
Преимущества от участия
Переход на налоговый мониторинг имеет свои плюсы и минусы для организации, однако устойчивый прирост его участников свидетельствует о доверии и интересе со стороны предпринимателей.
К преимуществам налогового мониторинга относят:
-
Оптимизация распределения ресурсов, выделяемых на проведение процедуры. Удобный онлайн-режим коммуникации с ФНС и отказ от бумажной документации. Снижение трат на сопровождение. Ускоренное закрытие налогового периода и возмещение НДС.
-
Снижение интенсивности внимания от налоговых инспекторов, благодаря возможности их быстрого доступа к необходимой документации. Сокращение времени на подготовку отчетности и подтверждение корректности заполнения.
-
Отсутствие камеральных и выездных проверок в период проведения налогового мониторинга. Это позволяет сохранить привычный рабочий ритм и не отвлекать руководство и сотрудников от текущих задач производства.
-
Облегчение прохождения мероприятий онлайн-проверки. Автоматизация документооборота через интеграцию с АИС «Налог-3».
-
Полный анализ рисков совместно с налоговой инспекцией. Оценка эффективности системы внутреннего контроля компании (СВК) с целью ее оптимизации и снижения ошибок.
-
Выражение мотивированного мнения участниками налогового мониторинга или органами ФСН. Отсутствие штрафов при его выполнении. Это помогает согласовать вопрос налогообложения уже совершенных или будущих сделок по поводу корректности исчисления и сроков уплаты платежей.
-
Облегчение планирования деятельности предприятия, прогнозирование величины налоговой нагрузки и заблаговременное обнаружение финансовых рисков.
Помимо прочего, компания получает очевидные репутационные преимущества от взаимодействия с налоговым мониторингом. Подобная демонстрация прозрачности своей деятельности повышает инвестиционную привлекательность, доверие бизнес-партнеров и госструктур. Растет престижность на фоне конкурентов и положительная узнаваемость бренда для клиентов.
Минусы системы для бизнеса
Чрезмерная информационная открытость и разрешение полного доступа к документообороту имеет свои недостатки для компаний.
Риски участия в налоговом мониторинге:
- Ужесточенное внимание госорганов из-за прозрачности системы. Постоянное удаленное наблюдение за деятельностью организации способствует риску роста обязательных платежей.
- Информационное взаимодействие компании с ФНС требует налаженной системы внутреннего контроля. Она должна быть эффективной и автоматизированной для гарантии грамотных расчетов и корректного составления отчетности.
- Установка соответствующего IT-продукта. Наличие в штате сотрудника, понимающего порядок работы с программным обеспечением для налогового мониторинга. Своевременное обновление цифровой документации.
- Рост уязвимости от хакерских атак и взлома. Возможность утечки конфиденциальных баз данных из-за расширенного доступа к внутренней системе.
Впервые в России налоговый мониторинг возник в 2016 году. С тех пор режим постоянно дорабатывается, стараясь устранить недостатки и выстроить комфортную коммуникацию между компанией и налоговыми структурами.

Предварительная подготовка
Первым шагом оценивается общая готовность предприятия к переходу и его целесообразность. Рассматриваются технические возможности по интеграции АИС «Налог-3» в цифровую структуру организации для автоматизация управления производственным процессом налогового мониторинга.
Система внутреннего контроля (СВК) оценивается по параметрам:
-
Контрольная среда: обозначен функционал сотрудников, рабочие зоны ответственности отлажены, квалификация персонала соответствует.
-
Система управления рисками: разработка, организация и утверждение комплексной стратегии, наличие задокументированных результатов работы по предотвращению рисков.
-
Контрольные процедуры: анализ эффективности устранения ошибок и их предотвращения в будущем, мониторинг автоматизированных процессов учета и их соотношение к ручным.
-
Информационная система: обеспечение качественной защиты от хакерских атак и несанкционированного доступа, частота проведения аудита систем, оценка соответствия современным техническим требованиям IT-оборудования для организации бухгалтерского и налогового учета.
-
Мониторинг средств контроля: наличие регулярной системы проверки актуальности, отчетность для руководства о ее состоянии, процесс реализации плана по развитию качества и улучшению СВК.
Если после рассмотрения требования и определения соответствия компании нормативам порога вхождения, руководством принимается положительное заключение о переходе, то начинается процедура сбора документов для подачи заявления на налоговый мониторинг.
Кому нужен план-график и дорожная карта
Для большинства компаний составление этих двух типов документации будет необязательным, однако есть исключения.
Дорожная карта разрабатывается предприятием совместно с Инспекцией Федеральной налоговой службы (ИФНС) и подробно описывает запланированные мероприятия по переходу на налоговый мониторинг, сроки их проведения и предполагаемые результаты от каждого шага-этапа.
Официально наличие дорожной карты требуется только от организаций с государственным участием и тех, кто состоит на учете в территориальных налоговых органах.
Однако этот документ удобен ФНС для координации собственной деятельности и оценки будущей рабочей нагрузки, поэтому налоговые инспекторы рекомендует составлять документ всем компаниям.
План-график ожидается только от тех предприятий, что переходят на налоговый мониторинг вместе с дочерними организациями в количестве более двух. Документ составляется по каждой дочерней компании и содержит информацию о реквизитах, сроках перехода, подтверждение о соответствии критериям, выбранном способе информационного взаимодействия с ФНС и др.
Подача заявления и документов
Окончательный сбор пакета документов и последний срок подачи заявления — 1 сентября года, предшествующего тому, в котором планируется мониторинг.
Для примера: если предприятие хочет подключиться к новой системе налогообложения с 1 января 2025 года, то заявка подается не позднее 1 сентября 2024 года.
Пакет документов включает в себя заявление на налоговый мониторинг, заполненное по официальной форме, регламент информационного взаимодействия, а также документы, отображающие информацию о состоянии и оценке СВК, сведения о взаимозависимых лицах, чья доля участия составляет свыше 25 %, и учетную политику для целей налогообложения.
Образцы заполнения бланков и примеры вида оформления необходимой документации можно найти в свободном доступе. Для ускорения прохождения процедуры рекомендуется предоставить комплект документов единовременно и в полном составе. Вместе с физическими копиями потребуется их электронная версия.
До 1 ноября текущего года налоговые службы рассматривают основания для перехода на налоговый мониторинг и выносят решение.
Стоит учитывать длительность проверки органами, возможность ошибки заполнения документов со стороны компании или необходимость корректировки данных по указаниям ФСН. Желательно заблаговременно позаботиться о сроках на уточнение информации или составление нового документа. Также можно обратиться к сторонним специалистам для помощи в сопровождении всей процедуры.
Сроки и порядок проведения
Период, за который проводится налоговый мониторинг, стартует с 1 января следующего года от подачи заявления и длится 1 год и 9 месяцев (до 1 октября). Он пролонгируется по умолчанию на следующий год, если не было официального отказа со стороны предприятия. Заново собирать пакет документов на утверждение не требуется. Официальное заявление об отказе продления нужно предоставить до 1 декабря.
Работа предприятия контролируется через оценку ее бухгалтерской отчетности и прочей документации, отображающей финансовые показатели бизнес-деятельности.
Контролирующие службы могут:
-
запрашивать заверенные документы в бумажном (через личное присутствие или официального представителя) или электронном виде;
-
требовать пояснения по спорным вопросам и исправления документации (если времени для устранения ошибки недостаточно, возможно предоставление отсрочки);
-
привлекать специалистов для сторонней оценки;
-
допрашивать свидетелей;
-
осматривать территорию предприятия.
Мониторинг налогового контроля со стороны служб ФСН проводится удаленно через выбранный компанией способ информационного взаимодействия: через удаленный вход в профильное программное обеспечение, «витрину данных» или оператора электронного документооборота (ЭДО) (данный вариант планируют отменить в скором будущем).

Что такое мотивированное мнение
Если в процессе налогового мониторинга были обнаружены противоречия, то проверяемая компания за 5 дней обязана предоставить официальные пояснения или исправить неточность.
Если ситуация не проясняется, то ФСН в течение 10 дней составляет по факту нарушения мотивированное мнение. Отреагировать на него компания должна со сроком в 15 дней с момента его получения, либо соглашаясь с замечаниями и устраняя их, либо законодательно оспаривая с доказательствами.
Со своей стороны компания также может составить мотивированное мнение, если возникают сомнения в правильности порядка налогообложения и начисляемых сумм. Это позволяет защитить интересы налогоплательщика, обосновать свою позицию перед госорганами и судом, а также избежать штрафов и взысканий.
Выполнение мотивированного мнения, согласно одобренному и принятому решению, обязательно. Нарушение влечет за собой санкции и повод для выездной проверки инспекцией.