Филиал в моем регионе
Рассчитать проект (калькулятор стоимости проекта)
тел.: +7 (495) 787-29-92
факс: +7 (495) 787-29-90
Обзор TАdviser: ИТ в банках 2016
20.01.2017

ИТ-новшества банковской сферы

Банки всегда были новаторами в использовании ИТ. Финансовый сектор и сегодня один из наиболее активных потребителей инновационных решений. Это неудивительно, ведь способность быстро адаптироваться к изменениям рынка дает ощутимые конкурентные преимущества. При этом банкиры не просто тратят многомиллионные средства на высокие технологии, но и постоянно повышают планку требований к ИТ-системам.

Цифровой банк

Лидеры отрасли двигаются в сторону цифрового банка - способа организации процессов, позволяющего сократить себестоимость банковских услуг и продуктов.

Расширение интеграционных возможностей

Среди других ИТ-новшеств эксперты выделяют, в частности, расширение интеграционных сервисов и появление новых платежных систем.

Появление новых платежных систем

В 2016 году кредитные учреждения начали использовать Apple Pay и Samsung Pay, что говорит о тренде к применению более удобных средств платежей и платежных систем. В ближайшие 2-3 года следует ожидать появления других аналогичных технологий, к примеру, Android Pay и Xiaomi Pay. Отдельно можно отметить перспективу поддержки картами «Мир» совершения оплат по технологиям Apple Pay и Samsung Pay.

Открытые платформы

Наш мир меняется, ускоряется и внешние вендоры не успевают за этими изменениями: слишком много потребностей, слишком высокие темпы. Разумный выход – предоставлять банкам открытые платформы, где есть ядро и базовый функционал. Банк же самостоятельно корректно вносит изменения, подстраивает платформу под свои нужды.

Банковская экосистема

Некоторые эксперты полагают, что в ближайшие годы банки ждет эволюция мобильного и интернет-банкинга, которая приведет к необходимости создания уникальной корпоративной социальной мультисреды, доступной и сотрудникам, и клиентам.

Системы искусственного интеллекта

В настоящее время в колл-центрах банков уже используются боты - роботы-консультанты с использованием речевых технологий и простых форм искусственного интеллекта для помощи в решении несложных вопросов. Для автоматического управления инвестициями используются робоэдвайзеры. При этом, крайне перспективными технологиями являются системы искусственного интеллекта, способные самообучаться и помогающие принимать сложные решения на основе обработки больших массивов данных.

Другие новшества

Среди других нововведений отечественные эксперты называют внедрение Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) для клиентов банков, переход на использование XBRL для отчётности по МСФО, применение биометрических данных (отпечатков пальцев, голоса, радужной оболочки глаз и др.) для многофакторной авторизации, использование технологий блокчейн и прочее.

Отдельно следует упомянуть увеличение влияния ИТ-составляющих на банковскую деятельность. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе розничный банк превратится из классического института в API-магазин для взаимодействия с финансовым рынком.

Перспективы блокчейн в российском банковском секторе

Блокчейн — распределенная база данных, которая хранит информацию обо всех транзакциях участников системы в виде «цепочки блоков». Основное преимущество этой технологии перед традиционными банковскими транзакциями — отсутствие посредников, т.к. блокчейн не имеет центрального органа, а операции проверяются самими участниками.

TAdviser решил узнать мнение экспертов отечественных ИТ-компаний о перспективах технологии блокчейн в банковском секторе России. Именно им предстоит реализовывать весь пул запросов от финансистов по внедрению данной системы.

Общее мнение, на котором сходится большинство респондентов таково – блокчейн безусловно имеет большое будущее, но использовать эту технологию пока рановато. В первую очередь в России должны быть улажены все вопросы с законодательством. Кроме того, потребуется глубокое переосмысление технологических принципов предоставления банковских услуг.

Дмитрий Демидов, руководитель департамента CRM НОРБИТ, считает, что блокчейн пока - это область для экспериментов, поскольку с юридической точки зрения к данной технологии слишком много вопросов. «Должно пройти время, чтобы технология доказала свою состоятельность, надежность и сформировалось сообщество специалистов, появились инструменты, успешные коммерческие кейсы. Безусловно, технология выглядит очень перспективной и в среднесрочной перспективе начнет приносить пользу», - полагает Дмитрий Демидов.

Направления развития мобильных и интернет-банков

Мобильные приложения банков и интернет-банки постоянно расширяют свои возможности, становятся более удобными и продвинутыми. Однако вместе с этим растет и количество угроз, с которыми сталкиваются клиенты. Это в свою очередь меняет парадигму развития данных финансовых продуктов.

Тем не менее несмотря на все проблемы, связанные с безопасностью, развиваться дальше все равно нужно и здесь можно выделить несколько основных направлений.

Во-первых, это тенденция к функциональному равноправию отделений банков, интернет-клиентов и мобильных приложений. Например, придя в офис кредитной организации, воспользовавшись интернет-клиентом или мобильным банком, клиент сможет получать одни и те же востребованные услуги и осуществлять необходимые операции.

Второе направление – это увеличение роли мобильных устройств как платежных средств. Так, согласно квартальным финансовым результатам Apple, в сентябре через Apple Pay было произведено больше покупок, чем в течение всего 2015 года. Компания зафиксировала значительный рост объема транзакций через свою платежную систему по всему миру.

Основные проблемы безопасности мобильных и интернет-банков

Проблемы безопасности мобильных и интернет-банков известны давно, а открываемые новые уязвимости, как правило, не вносят существенных изменений в сложившиеся модели угроз. Эксперты уверены, что основными проблемами на протяжении последних 3-5 лет остаются: априори недоверенная среда (мобильное устройство), опасность заражения мобильного устройства и компьютера через интернет, недостаточность встроенных средств защиты в программные продукты со стороны разработчиков систем ДБО и интернет-банкинга, а также невыполнение элементарных требований безопасности пользователями.

Дмитрий Демидов, руководитель департамента CRM НОРБИТ, с точки зрения безопасности видит большую проблему в средствах авторизации. В частности, он отмечает, что простая авторизация через код, полученный в SMS-сообщении, легко взламывается. Однако, применение других средств авторизации сильно усложняет активацию мобильного и интернет-банков. «Банки решают это проблему по-разному – через активацию при помощи банкоматов или через отделения. Сейчас ведется несколько проектов по созданию таких средств – как с применением аппаратной составляющей, так и при помощи только программного обеспечения. Очень надеюсь, что эта проблема будет решена», - говорит Дмитрий Демидов.

Кроме того, разработка мобильных приложений зачастую производится в очень сжатые сроки. Возможно, еще мало кто серьезно занимался изучением взломостойкости мобильных приложений, считает Дмитрий Демидов. «Полагаю, что скорость реализации функций может ставиться во главу, в ущерб проработке вопросов безопасности. Не исключено, что нам еще предстоит услышать в новостях о взломах мобильных приложений», - отмечает Дмитрий Демидов.

Обзор TAdviser «ИТ в банках»

.