Филиал в моем регионе
Рассчитать проект (калькулятор стоимости проекта)
тел.: +7 (495) 787-29-92
факс: +7 (495) 787-29-90
Обзор CNews: Рынок ИТ-услуг 2016
26.12.2016

Российский рынок ИТ-услуг стагнирует, но это ненадолго

Отечественный рынок ИТ-услуг вот уже второй год подряд падает в среднем на 30%. Ситуация, что и сказать, сложная, однако игроки не опускают руки: выигрывают на поддержке уже внедренных решений, стараются не отставать от инноваций и все больше повышают клиентоориентированность. Основными трендами этого года стали поддержка, работа с госсектором и проактивность в ведении бизнеса.

Для отечественного рынка ИТ-услуг 2015 г. стал не самым простым, хотя и менее трудным, чем прогнозировали аналитики год назад. По данным IDC, объем сектора составил $4,52 млрд. Это на 34% меньше, чем в прошлом году. Однако, по понятным причинам, в рублевом выражении был отмечен рост на 4,7%.

Аналитики отмечают, что экономический кризис, сопровождаемый падением рубля, заставил многих сократить ИТ-бюджеты, затраты на инфраструктурные проекты, в том числе, на системную интеграцию, перевести средства из капитальных проектов на операционные задачи. Фокус внимания клиентов обратился на поддержку уже внедренных решений.

Динамика российского рынка ИТ-услуг, $млрд

Интересно, что данные IDC отчасти расходятся со сделанным в конце 2015 г. прогнозом Gartner Rus, согласно которому в текущем году у 39% российских компаний ИТ-бюджеты в рублевом выражении должны были вырасти (на 31%), у 37% — остаться на прежнем уровне, и только 24% планировали сокращать расходы (на 26%).

С другой стороны, в Gartner Rus отмечают, что рост бюджетов в большинстве случаев связан с падением рубля — и только. Что же касается среднего процента от бюджета, выделяемого компаниями на внешние ИТ-услуги, то он, по мнению исследователей, остался практически без изменений: 14% (14,5% в прошлом периоде).

В качестве основных инструментов оптимизации расходов, к которым прибегают компании, аналитики перечисляют облачные вычисления, мобильные сервисы, решения в области больших данных и аналитики. Основными же потребителями ИТ-услуг по-прежнему являются финсектор, госсектор, телеком, а также производственная отрасль.

Кризис услугам по плечу

Опыт так называемой «первой волны» мирового кризиса, пожалуй, сослужил хорошую службу отечественному бизнесу. Компании стараются разумно распределять затраты и в то же время вести себя проактивно: не отставать от инноваций, проводить их тестирование в «песочницах» и отказываться, если что-то не подходит.

Отличие в масштабах

Если говорить об отличиях российского рынка ИТ-услуг от западного, можно выделить несколько серьезных факторов. Во-первых, западный рынок более зрелый, тогда как отечественный еще далек от насыщения. Во-вторых, и это касается не только данного сектора ИТ-услуг, но и ИКТ в целом, в России наблюдается технологическое отставание. Заметно оно и в бизнес-процессах, и в моделях работы с клиентами.

Антон Чехонин, генеральный директор НОРБИТ отметил: «Основная специфика российского рынка ИТ-сервисов состоит в том, что сегодня на нем почти не востребованы долгосрочные стратегии развития. Кроме того, в отличие от Запада, ориентированного на наращивание выручки, большинство компаний в России нацелены на экономию средств».

Демпинг вредит репутации

Интересно, что даже в достаточно сложных условиях кризиса неотъемлемым качеством отечественного рынка ИТ-услуг является жесткая конкуренция. У каждой успешной компании свои рецепты выживания в такой ситуации, причем демпинг не считается чем-то заслуживающим уважения, поскольку бизнес, занижающий стоимость своих услуг, несомненно, «доберет» на чем-то еще: например, на трудоемкости работ, на необходимых доработках и так далее. Основными сильными сторонами традиционно считаются прозрачность отношений с клиентом и мотивированность на результат.

География — это не сложно

Серьезную роль в формировании конкурентоспособности играет и возможность работать в условиях географической распределенности страны. Отметим, что большинство представителей ИТ-компаний оценивают влияние этого фактора на свою работу как положительное.

Кому нужны ИТ-услуги

Как уже упоминалось, в плане спроса на ИТ-услуги в России (да и во всем мире) держат первенство гос- и финсектор, промышленность и телеком. Эта картина, к слову сказать, наблюдалась и прошедшем периоде, так что с этой точки зрения изменений в секторе нет.

Госсектор: всплеск спроса

Итак, одним из секторов, где наиболее востребованы ИТ-услуги, является госсектор. Эта тенденция проявляется не только в России, но именно здесь в результате государственной политики импортозамещения спрос на построение собственных информационных систем и их поддержку является особенно острым.

Сам же сектор ИТ-услуг, возможно, является наиболее адаптивным к политике импортозамещения. Среди отечественных разработок есть такие, которые, не опасаясь за результат, позволяют управлять предприятием, аналитикой, цифровыми или портальными решениями.

Как живут услуги

По словам многих игроков рынка российского рынка ИТ-услуг, основным трендом завершающегося года является определенная перестройка сознания как ИТ-компаний, так и их клиентов. Единственным способом не только сохранить свой бизнес, но и выиграть является очень аккуратное отношение к инвестициям, сочетающееся с определенной смелостью вложений в инновации. Среди инструментов, инвестиции в которые окупаются быстро и безусловно, игроки сектора называют ИТ-сервисы, предлагаемые через «облако», решения для аналитики, причем в идеале такое решение должно быть «свободным», а не проприетарным. В качестве выигрышной методологии называют Agile. При этом надо отметить, что повысившаяся в результате падения рубля стоимость западного ПО зачастую отталкивает клиентов от его приобретения.

Полная диджитализация

По всей видимости, будущее сектора ИТ-услуг, по крайней мере, в среднесрочной перспективе достаточно радужно. Бизнес все больше внедряет цифровые технологии, углубляется проникновение в бизнес-процессы методологии Agile, причем это касается не только ИТ. Основными — наиболее востребованными — ИТ-инструментами будут виртуализация и интернет вещей. С экономической точки зрения, медленный рост отрасли начнется в 2017 г.— так полагают эксперты сектора.

Волна цифровой трансформации захватила финансовый сектор, ритейл, FMCG, индустрию путешествий и другие наиболее динамичные и восприимчивые к инновациям отрасли. Отслеживание потребителя и его поведения (через геолокацию, использование wi-fi и т.д.), омниканальное интерактивное взаимодействие, формирование адресных предложений, управление лояльностью – эти задачи стоят во главе угла в большом количестве ИТ-проектов.

Если говорить об основных экономических и политических факторах, влияющих на рынок ИТ-услуг, то они вряд ли претерпят серьезные изменения в следующем году. Среди них следует назвать импортозамещение и усиление государственного регулирования. Оптимизация бюджетов на ИТ продолжится. Основной фокус внимания клиентов будет направлен на обеспечение информационной безопасности и те ИТ-инструменты, о которых мы говорили выше: виртуализацию, интернет вещей, решения для достижения большей клиентоориентированности.

Что касается объема сектора ИТ-услуг, то, по мнению экспертов рынка, он существенно не изменится. Возможен рост на 5-10% в рублях для компенсации расходов на поддержку и сопровождение ИТ, поскольку в этих нишах по-прежнему велика зависимость от зарубежного аппаратного и программного обеспечения.


Обзор CNews

.